Понятие релевантность является одним из важных параметров при оптимизации и продвижении сайта. А все потому, что количество сайтов растет с каждым годом, и конкуренция между ними усиливается. Если раньше всем сайтам хватало пользователей, то сегодня рост аудитории можно будет обеспечить только за счет ее отбора у конкурентов. В России Интернетом пользуется около 50 миллионов человек ежедневно. Для большинства пользователей Интернет стал повседневным, привычным явлением.
Термин релевантность страницы сайта довольно часто используется оптимизаторами. Этот показатель можно рассматривать, как степень соответствия запроса и найденного. Другими словами, насколько соответствует Ваша страница тому, что хотел найти пользователь. Релевантность сайта можно сравнить с рейтингом, и чем она выше, тем большее количество целевых посетителей попадет на сайт, и если сайт создан для коммерческих целей, то большее количество людей смогут приобрести товар или воспользоваться какой-либо услугой. В этой статье я постараюсь объяснить, что такое релевантность страниц, и почему она так важна для любого сайта.
Что такое релевантность страниц сайта
Каждый день в Интернете появляются сотни и тысячи новых страниц и сайтов. Многие владельцы хотят занять на выдаче самые высокие позиции, и им не важно, что сайт не подходит по теме, главное быть впереди других. Поэтому все труднее найти среди этой кучи действительно нужную информацию. Оттого, как поисковая машина оценит Вашу страницу, зависит, увидит ее вообще кто-нибудь или нет. Основная задача поисковых машин - точность выдачи, поэтому программисты постоянно совершенствуют критерии релевантности.
Вначале на релевантность влияли такие показатели, как плотность ключевых слов на странице и текст заголовков, но после того, как хитрые оптимизаторы научились этим пользоваться, поисковики поменяли алгоритмы поиска. В основе внешних критериев релевантности лег принцип цитируемости. Этот принцип подразумевает, что релевантность сайта определяется тем, насколько много других сайтов ссылается на данный сайт. Объясняется это тем, что чем больше сайтов рекомендуют посетителям зайти на этот ресурс, тем более высокую оценку получает он у поисковой машины. Но когда появилось множество так называемых каталогов, где любой желающий мог просто купить эти ссылки, этот метод устарел.
Затем умные головы обратили внимание не только на количество, но и на качество ссылок. По этой причине 90% каталогов стали абсолютно бесполезны. Компания Google первой модернизировала свою поисковую машину. Поисковый робот не просто бродил по сети и собирал ссылки, но и смотрел, на каких сайтах они находятся, оценивал важность каждой ссылки. Новый алгоритм поиска получил название Page Rank, и сводился к попытке оценивать каждый документ с учетом его веса в среде всех других проиндексированных документов сети, ссылающихся на оцениваемый.
Несомненно, такая система оценки релевантности выглядит гораздо более полезной для пользователей. Но, на самом деле это не очень объективные показатели для определения релевантности, например значение Page Rank у таких монстров, как Rambler или Lenta.ru, всего лишь 7-8, по десятибалльной системе. В целом же идея подобного алгоритма оказалась весьма удачной, и ее переняли другие поисковые системы, но под своим именем. Например, у Яндекса это называется ТИЦ. Но на сегодняшний день ссылки практически утратили свою силу, хотя многие веб-мастера по-прежнему пытаются продвигать сайты покупкой ссылок.
Релевантность поиска в Яндексе
Тематический индекс цитирования в поисковой системе Яндекс был создан, чтобы определять релевантность сайтов в Яндекс-каталоге, учитывая качество ссылок. Качество ссылки или ее вес рассчитывались по специально разработанному алгоритму, учитывающему, в первую очередь, тематическую близость ссылающихся на ресурс сайтов. Что касается определения тематической близости ссылающихся сайтов, Яндекс определяет схожесть тематики по расположению ресурсов в собственном каталоге. По данным Яндекса, значение ссылок для ранжирования в поисковике постепенно снижается. Придумываются новые алгоритмы поиска, которые основаны на других факторах - по данным компании, на сегодняшний день их около 800!
Как релевантность определяется для сайтов не входящих в каталог остается большим секретом. В связи с тем, что веб-мастера всеми силами пытаются увеличить релевантность страниц сайта, порой даже нечистыми методами, алгоритмы поисковых машин постоянно усложняются. На семинарах, организованных компанией Яндекс звучали вопросы, как увеличить релевантность страницы, но работники Яндекса уходят от прямого ответа, это держится в большом секрете.
Яндекс, а вместе с ним и другие поисковики, стараются все больше "очеловечить" поискового робота. То есть, сделать так, чтобы поисковик при определении релевантности страницы руководствовался теми же принципами, что и живой пользователь. И здесь все большее значение приобретает не всякие теги и ссылки, а контент, то есть содержимое. Делать страницу для людей, а не для роботов - такова была главная мысль сотрудников Яндекса.
При определении релевантности страницы у Rambler Вы получите еще более неожиданный результат, впрочем, и Google тоже непонятно по каким критериям ранжирует страницы. Есть предположения, что Rambler придает большой вес собственному рейтингу, и возможно, использует некий фильтр ссылок. В будущем предлагается учитывать релевантность страниц по оценкам других людей. В Yahoo это уже работает: пользователь может самостоятельно добавить описание и ключевые слова к любой найденной странице, равно как и увидеть, какие страницы по определенным запросам были найдены другими пользователями. К сожалению это зарубежный поисковик, наши им не пользуются. Да и трудно представить, чтобы какое-нибудь существенное количество страниц было изучено и описано, причем объективно.
В заключении можно сказать следующее: в настоящее время при определении релевантности страниц сайта все меньше учитываются всякие Page Rank, ТИЦ, и другие подобные показатели, которые можно увеличить искусственно. Поисковые машины становятся все умнее и при ранжировании страниц большое значение уделяют содержимому страницы, они становятся все больше похожими на людей. По этой причине все труднее становиться продвигать сайты на хорошие позиции, отсюда и увеличение стоимости подобных услуг. Конечно, увеличить релевантность страниц можно, но это под силу только грамотному оптимизатору с большим опытом.
|